ВЫРАВНИВАЮЩИЕ КУРСЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: высшее образование, академическая адаптация, выравнивающие курсы, образовательный процесс, умения самостоятельной работы

Аннотация

Снижение общего уровня подготовки абитуриентов вузов негативно влияет на учебный процесс в целом. Эта проблема актуальна не только в нашей стране, но и за рубежом. Для успешного обучения необходимо скорректировать «входные» знания. Одним из вариантов решения этой проблемы являются выравнивающие курсы.

Цель работы состоит в анализе проблем организации выравнивающих курсов и разработке рекомендаций по повышению их эффективности.

Материалы и методы. В качестве методов исследования использованы анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение опыта по вопросам организации и проведения выравнивающих курсов.

Результаты исследования. Приводятся критерии уровней готовности студентов к обучению в вузе по той или иной дисциплине. Описаны возможные проблемы введения выравнивающих курсов в учебный процесс, как способа повышения начальной подготовки студентов-первокурсников. Предложены подходы для повышения эффективности и совершенствования системы организации выравнивающих курсов.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть применены в образовательном процессе высшей школы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Galina V. Milovanova, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

доцент кафедры физического материаловедения, кандидат педагогических наук, доцент

Natalya M. Kulyashova, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

доцент кафедры фундаментальной информатики, кандидат физико-математических наук, доцент

Elena Yu. Shemyakina, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, кандидат психологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Вороная В. Д. К проблеме адаптации студентов-первокурсников высших учебных заведений гуманитарного профиля / В. Д. Вороная, Е. А. Проненко // Северо-Кавказский психологический вестник. 2022. №4. С. 27-43. https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.4.3

Говорушенко А. В. Академическая адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 6. C. 6-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoya-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze

Гридчина В. Б. Методические особенности организации выравнивающего курса математики для бакалавров направления «Прикладная математика и информатика» / В. Б. Гридчина, Л. А. Осипова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 7(196). С. 168-173. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-7-168-173

Зарипова З. Ф. Адаптивные технологии в обучении математике в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-3. С. 106-109.

Зотова А. И. Место подготовительного и выравнивающего онлайн-курса в магистратуре по направлению «Финансы и кредит» в цифровом образовательном пространстве / А. И. Зотова, И. Г. Давыденко // Современное образование для цифровой экономики: новые вызовы и перспективы развития: Сборник трудов Международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 13–15 мая 2019 года. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Медиа-Полис», 2019. С. 101-107.

Кречетов И. А. Реализация методов адаптивного обучения / И. А. Кречетов, В. В. Романенко // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 252-277. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-252-277

Макаров С. И. Адаптация студентов с пороговым уровнем подготовки к образовательной среде вуза / C. И. Макаров, С. А. Севастьянов, М. В. Курганова, Л. И. Уфимцева // Современные наукоемкие технологии. 2017. №4. С. 94-99. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36647

Мамаева Н. А. Обоснование методики корректирующего обучения математике студентов первого курса технической вуза / Н.А. Мамаева // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2011. № 2 (52). С. 154-158.

Маркова Н. А. Феномен «адаптационное обучение» в высшем образовании: анализ и конструирование определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 5 (223). С. 7-17. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-7-17

Милованова Г. В. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения / Г. В. Милованова, Н. М. Куляшова, Е. Ю. Шемякина // Концепт. 2022. №. 6. С. 46-57. https://doi.org/10.24412/2304-120Х-2022-11043

Милованова Г. В. Формирование образовательной самостоятельности как условие академической успеваемости/ Г. В. Милованова, Н. М. Куляшова, Е. Ю. Шемякина // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Том 14, № 4. С. 98-116. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-98-116

Романенко В. В. Совершенствование концепции и программной реализации системы адаптивного обучения / В. В. Романенко, И. А. Кречетов // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики: Материалы международной научно-методической конференции, Томск, 30–31 января 2020 года. Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2020. С. 97-99.

Филиппова Е. М., Рыбанов А. А., Свиридова О. В. Разработка этапной модели методики выравнивающего обучения студентов вузов по информатике // Современные проблемы науки и образования. 2021. №2. С. 47.

Goldring Tia, Harper Emma, Jassal Ricky, Joseph Lorrianne, Kelly Alison, Mulrooney Hilda, Piper Ian, Walker Hayden. Experience and expectations of transition to higher education: a qualitative exploration // New Directions in the Teaching of Physical Sciences. 2018. Vol. 13. https://doi.org/10.29311/ndtps.v0i13.2849

Kinsella, Maurice & Nestor, Niamh & Wyatt, John & Rackard, Susan & Last, Jason. Supporting Students’ Transition into Higher Education: Motivation Enhancement Strategies // Access: Contemporary issues in education. 2022. Vol. 42, no. 1. P. 3-20. https://doi.org/10.46786/ac22.8193

References

Voronaya V. D., Pronenko E. A. Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik, 2022, no. 4, pp. 27-43. https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.4.3

Govorushenko A. V. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya, 2021, no. 6, pp. 6-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoya-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze

Gridchina V. B., Osipova L. A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2018, no. 7(196), pp. 168-173. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-7-168-173

Zaripova Z. F. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2023, no. 79-3, pp. 106-109.

Zotova A. I., Davydenko I. G. Modern Education for Digital Economy: New Challenges and Development Prospects: Proceedings of the International Scientific Conference, Rostov-on-Don, May 13-15, 2019. Rostov-on-Don: Media-Polis Publ., 2019, pp. 101-107.

Krechetov I. A., Romanenko V. V. Voprosy obrazovaniya, 2020, no. 2, pp. 252-277. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-252-277

Makarov S. I., Sevast'yanov S. A., Kurganova M. V., Ufimtseva L. I. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2017, no. 4, pp. 94-99. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36647

Mamaeva N. A. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2011, no. 2 (52), pp. 154-158.

Markova N. A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2022, no. 5 (223), pp. 7-17. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-7-17

Milovanova G. V., Kulyashova N. M., Shemyakina E. Yu. Kontsept, 2022, no. 6, pp. 46-57. https://doi.org/10.24412/2304-120Kh-2022-11043

Milovanova G. V., Kulyashova N. M., Shemyakina E. Yu. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no 4, pp. 98-116. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-98-116

Romanenko V. V., Krechetov I. A. Modern trends in the development of lifelong learning: challenges of the digital economy: Proceedings of the international scientific and methodological conference, Tomsk, January 30-31, 2020. Tomsk: Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, 2020, pp. 97-99.

Filippova E. M., Rybanov A. A., Sviridova O. V. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2021, no. 2, pp. 47.

Goldring Tia, Harper Emma, Jassal Ricky, Joseph Lorrianne, Kelly Alison, Mulrooney Hilda, Piper Ian, Walker Hayden. Experience and expectations of transition to higher education: a qualitative exploration. New Directions in the Teaching of Physical Sciences, 2018, vol. 13. https://doi.org/10.29311/ndtps.v0i13.2849

Kinsella, Maurice & Nestor, Niamh & Wyatt, John & Rackard, Susan & Last, Jason. Supporting Students’ Transition into Higher Education: Motivation Enhancement Strategies. Access: Contemporary issues in education, 2022, vol. 42, no. 1, pp. 3-20. https://doi.org/10.46786/ac22.8193


Просмотров аннотации: 47
Загрузок PDF: 35
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Milovanova, G., Kulyashova, N., & Shemyakina, E. (2024). ВЫРАВНИВАЮЩИЕ КУРСЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 112-124. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-503
Раздел
Педагогические исследования