ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ (ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ)
Аннотация
Введение. Интеллигентность как сложное комплексное явление и психическое свойство личности изучается в социально-гуманитарном дискурсе в различных интерпретациях. Вопросам сущности, структуры, функциональных и деятельностных характеристик интеллигентности посвящены работы философов, политологов, социологов, культурологов, психологов, педагогов и представителей других наук. Междисциплинарность и системная сложность феномена интеллигентности ставит вопрос соотношения и сопряжения данного понятия с достигнутым уровнем развития психологического знания в рамках современной научной рациональности. Раскрытие психологических свойств интеллигентности позволяет объективно познать ее социальную, личностную и субъектную природу.
Материалы и методы. Соотнесение и интеграция знаний об интеллигентности как субъектном качестве и качестве личности проявляется в сопряжении современной психологической научной рациональности. Исследование психологических знаний об интеллигентности производится через последовательное и комплексное применение аксиологического, деятельностного, системного, субъектного подходов и современных концепций в философии науки. Для рассмотрения и построения объективной картины психологических знаний об интеллигентности в современной научной рациональности применены системный и аналитический метод, синтетическое и аналоговое исследования, дедуктивный метод и метод концептуализации, абстрагирование и обобщение.
Результаты исследования. Познание психологических характеристик и особенностей функционирования интеллигентности как динамического, эмоционально-интеллектуального и ценностного явления с позиций постнеклассической научной рациональности позволяет рассматривать ее как сложную саморазвивающуюся систему, присущую определенным социальным субъектам и являющуюся продуктом развития культуры.
Обсуждения и заключения. Современное развитие психологического знания свидетельствует о том, что сегодня психологией рассматриваются различные явления и сложные психосоциальные системы. Что касается феномена интеллигентности, то ее характеристиками, с позиций постнеклассической научной рациональности, являются интеллектуальность, динамичность, коммуникативность, субъектность, деятельностные и ценностно-смысловые свойства и качества, которые взаимодействуют и реализуются в сложной социальной среде, функционируя в своей системной совокупности.
Скачивания
Литература
Список литературы
Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5–18.
Абульханова К.А. Социально-философская и психологическая проблема субъекта // Мир психологии. 2013. № 2 (74). С. 262–275.
Автономова Н.С. Современные методологические стратегии: интерпретация, конвенция, перевод: коллективная монография /
Н.С. Автономова, Ф.Е. Ажимов, С.А. Демидова [и др.]. М.: РОССПЭН, 2014. 526 с.
Ананьев Б.Г. Труды по психологии (избранное). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. 546 с.
Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) // Человек и образование. 2008. № 1 (14). С. 45–53.
Андреев В.И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. Москва: Народное образование, 1994. 64 с.
Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. Москва, «Наука», 1980. 196 с.
Асмолов А.Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности / А.Г. Асмолов, В.А. Петровский // Вопросы психологии. 1978. № 1. С. 70–80.
Баева Л.В. Ценностная парадигма высокотехнологичного общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 1 (13). С. 51–58.
Баева Л.В. Ценности как экзистенциальный выбор // Ценности и смыслы. 2011. № 6 (14). С. 108–114.
Бальчугов С.Г., Наумов П.Ю. Научные традиции и компетентностный подход в образовании: проблема совместимости // В мире научных открытий. 2012. № 5 (29). С. 267–279.
Беляев В.А. Отечественная интеллигенция как объект и субъект политики. Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. 420 с.
Боббио Н. Свобода и власть. Публикация и перевод А.В. Никандрова // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 48–56.
Большунова Н.Я. Поступок как социокультурное явление // Философия образования. 2006. № 1 (15). С. 275–280.
Боровских А.В. Деятельностная педагогика и педагогическое образование // Педагогика. 2016. № 3. С. 114.
Брушлинский А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия Российской академии образования. 1999. № 1.С. 30–41.
Василюк Ф.Е. Методология психологии: проблемы и перспективы: Монография / Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков [и др.]. Москва, Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 528 с.
Выготский Л.С. Лекции по психологии развития // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 2. С. 5–22. https://doi.org/10.17759/chp.2021170201
Выготский Л.С. История развития высших психических функций / 1-е издание, Москва: Издательство Юрайт, 2019. 336 с.
Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: заметки о литературно-политических иллюзиях. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2009. 304 с.
Гусейнов А.А. В «координатах добра» // Вестник тюркского мира. 2017. № 1 (11). С. 22–26.
Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 16–26.
Давыдов В.В. Лекции по общей психологии / В.В. Давыдов. 2-е изд. Москва: Академия, 2008. 176 с.
Дробницкий О.Г. Моральная философия: избранные труды / Составитель Р.Г. Апресян. Москва: Гардарики, 2002. 525 с.
Зинченко В.П. Философско-гуманитарные истоки психологии действия // Вопросы философии. 2014. № 3. С. 73–84.
Зинченко В.П. Проблема личности в контексте культурно-исторического подхода: размышления психолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 3 (23). С. 32–42.
Зинченко В.П. Сергей Леонидович Рубинштейн: превратности судьбы ученого // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 93–100.
Зинченко В.П. О методологической культуре психологов (от монизма к плюрализму) // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 59–68.
Зинченко В.П. Наследие Л.С. Выготского / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. С. 13–23.
Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, № 2. С. 3–36.
Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 3–21.
Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, № 1. С. 207–231.
Зинченко В.П. Искусство как феномен культурно-исторического познания (из истории гуманитарной науки в России) / В.П. Зинченко, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2010. № 1. С. 11–35.
Зинченко Ю.П. Гуманитарное знание и образовательная среда XXI века: смена парадигм // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 11–22.
Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С. 42‒49.
Иванова С.В. Аксиологический кризис в современном мире: найти выход / С.В. Иванова, О.Б. Иванов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1 (82). С. 7–29. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-82-7-29
Иванова С.В. Междисциплинарность и системный подход как методологические основы исследования образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 7–18. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-88-7-18
Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб., 2000. С. 130–133.
Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры: учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. М., 2018. 499 с.
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
Келеман Л.А. Философия интеллигентности. Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2006. 227 с.
Кон И.С. Размышления об американской интеллигенции // Новый мир. 1968. № 1. С. 173–197.
Краузе А.А. Роль интеллигенции в формировании современного субъекта цифровой реальности // Интеллигенция и мир. 2021. № 3. С. 77–88. https://doi.org/10.46725/IW.2021.3.6
Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006. 416 с.
Лихачёв Д.С. О русской интеллигенции: Письмо в редакцию // Новый мир. 1993. № 2. С. 3–9.
Лекторский В.А. Познание, действие, реальность // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 5–23.
Лекторский В.А. Постнеклассическая наука и социокультурный контекст / В.А. Лекторский, В.И. Аршинов, В.Ю. Кузнецов, Б.И. Пружинин // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86, № 8. С. 745–753. https://doi.org/10.7868/S0869587316080077
Лекторский В.А. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 26–34.
Лекторский В.А. О теориях деятельности: диалог о том, чем они богаты и чего в них недостаёт (Беседа В.А. Лекторского и Л. Гараи /
В.А. Лекторский, Л. Гараи // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 25–37.
Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем // Вопросы философии. 1960. № 8. С. 67–79.
Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии. Вопросы психологии, 1979. № 3, С. 11–15.
Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 4–36.
Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Издательство «Модэк», 2011. 424 с.
Луначарский А.В. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем: стенограмма лекции от 18 марта 1924 г. Москва: Новая Москва, 1924. 75 с.
Малинин В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1 (38). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2
Матюхина Н.С. Методологические подходы к определению понятия «интеллигенция» в педагогике // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 69–70. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-69-70
Меметов В.С. Интеллигенция и интеллектуалы – такие разные… и похожие: проблемы самоопределения и деятельности в ХХ – начале XXI века: Коллективная монография / В.С. Меметов, В.Л. Черноперов, А.В. Зобнин [и др.]. Иваново: Ивановский государственный университет, 2016. 200 с.
Меметов В.С. Теоретические основы формирования интеллигенции в образовательном пространстве Высшей школы / В.С. Меметов, Г.А. Будник // Экономика образования. 2014. № 3. С. 96–104.
Меметов В.С. О некоторых методологических подходах в изучении понятия «интеллигенция» в отечественной историографии//Интеллигенция и мир. 2008. № 2. С. 7–25.
Наумова Т.В. Можно ли ныне считать российскую интеллигенцию особым социокультурным феноменом? // Философия и культура. 2018. № 6. С. 78‒89.
Наумов П.Ю., Новиков Н.С. Понятие ценности и формы ценностных систем // В мире научных открытий. 2015. № 9-4 (69). С. 1355–1360.
Наумов П.Ю., Новиков Н.С. Жизнь или смерть: ценностные константы и экзистенциальная миссия «Человека войны» // В мире научных открытий. 2015. № 9-4 (69). С. 1361–1375.
Наумов П.Ю. Психологическая природа интеллигентности офицера / П.Ю. Наумов, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 12.
Наумов П.Ю. Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2 (35). С. 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10
Наумов П.Ю. Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму / П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 6. С. 188–200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200
Наумов П.Ю. Психологические детерминанты функционирования интеллигентности будущего офицера / П.Ю. Наумов, Е.Е. Марухин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 2-1. С. 95–100. https://doi.org/10.34670/AR.2021.92.46.007
Наумов П.Ю. Стимулирование научно-исследовательской деятельности и предоставление академической свободы как условие развития интеллигентности будущих офицеров / П.Ю. Наумов, Ф.В. Повшедная // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 86–91. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-86-91
Наумов П.Ю. Психологические механизмы развития интеллигентности будущего офицера // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-18
Наумов П.Ю. Характеристика образовательной среды военной образовательной организации высшего образования и ее потенциал в развитии интеллигентности будущего офицера // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 6А. С. 112–120. https://doi.org/10.34670/AR.2023.13.12.012
Новиков А.М. Структура образовательной деятельности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С. 3–12.
Олейник О.Ю. О значении научного наследия В.С. Меметова // Интеллигенция и мир. 2021. № 1. С. 9–29. https://doi.org/10.46725/IW.2021.1.1
Пашенцев Д.А. Правопорядок в контексте современной постклассической методологии / Д.А. Пашенцев, Н.Н. Черногор // Юридическая наука. 2017. № 1. С. 21–25.
Петровский А. Категориальный строй психологии сегодня / А. Петровский, В. Петровский // Развитие личности. 2014. № 2. С. 92–124.
Петровский В.А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе // Мир психологии. 2021. № 1-2 (105). С. 174–193.
Петровский В.А. Выразительные движения как условие переосмысления ценностей / В.А. Петровский, Б.А. Чукарин // Мир психологии. 2020. № 1 (101). С. 160–175.
Петровский В.А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки) // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 20–31.
Петровский В.А. Критерии ценности научного факта: опыт персонологической наукометрии / В.А. Петровский, А.И. Андреева // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 224–232.
Петровский, В.А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 14–38.
Попов А.В. Генезис древнерусской военной интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2010. № 1. С. 77–87.
Попов A.B. Гуманизм в системе ценностей военного интеллигента России XVIII – начала XX вв. // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Сер. Исторические науки. Волжские рубежи. 2006. № 6 (21). Т. 12. С. 14–21.
Попов A.B. К проблеме ценностного содержания понятия «военная интеллигенция» // Вестник поморского университета. 2008. № 4. С. 59–67.
Попов A.B. Офицерская честь в русской армии XVIII – начала XX вв. // Военно-исторический журнал. 2008. № 4. С. 77–79.
Пружинин Б.И. Наука как профессия и как феномен культуры // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 5–9. https://doi.org/10.31857/S004287440006023-0
Пружинин Б.И. Преемственность как культурно-исторический ориентир научного познания // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2019. Т. 5, № 3. С. 4–15. https://doi.org/10.18413/2408-932X-2019-5-3-0-1
Пружинин Б.И. Культурные смыслы образования и медиамир / Б.И. Пружинин, Т. Г. Щедрина // Вопросы философии. 2020. № 5. С. 98–102. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-98-102
Пружинин Б.И. Проблема типологизации научного познания в контексте культурно-исторической эпистемологии // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59, № 3. С. 81–97. https://doi.org/10.5840/eps202259343
Пружинин Б.И. Играем в бисер? О достоинстве идеи парадигмы / Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина // Вопросы философии. 2023. № 1. С. 84–93. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-84-93
Розин В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии // Вопросы философии. 2001. №2. С. 44–56.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, Серия «Мастера психологии». 2015. 713 с.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 288 с.
Сайко Э.В. Психология как культурно-историческое явление // Мир психологии. 2016. № 4 (88). С. 3–13.
Сайко Э.В. Субъектность как всеобщее в единичном и субъект в реализации единства единичного и всеобщего в человеческом бытии // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 3–13.
Савенков А.Н. Ценности Конституции РФ в изменяющемся мире // Государство и право. 2019. № 3. С. 5–16.
Сальников В.П. Институализация военного права как отрасли права в постнеклассической научной рациональности (рецензия на монографию «Военное право» в 3-х томах / В.П. Сальников, В.М. Большакова, С.И. Захарцев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 1. С. 251–256. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.1.251.261
Скворцов И.М. Психологические и педагогические аспекты формирования профессиональной субъектности федеральных государственных служащих (на примере будущих офицеров) / И.М. Скворцов, В.М. Большакова, А.А. Дьячков, П.Ю. Наумов. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2023. 136 с.
Скибицкий Э.Г. Компоненты и структура модели личности исследователя / Э.Г. Скибицкий, Е.Г. Жарикова // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 7. С. 123–128.
Скибицкий Э.Г., Китова, Е.Т. Готовность личности к научной деятельности // Психология обучения. 2020. № 6. С. 100–105.
Смирнов, Д.В. Теоретические аспекты изучения профессиональной психологической пригодности / Д.В. Смирнов, П.Ю. Наумов, В.М. Большакова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 6-1. С. 77–84. https://doi.org/10.34670/AR.2021.68.71.008
Соколов А.В. Формула интеллигентности // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 57–67.
Стёпин В.С. Исторические типы научной рациональности: проблемы демаркации и преемственности // Философия, методология и история науки. 2015. № 1. С. 6–27. https://doi.org/10.17720/2413-3809.2015.t1.1.s01
Стёпин В.С. Проблема системности и преемственности в развитии философского знания // Философские науки. 2014. № 12.С. 7–19.
Стёпин В.С. О методологических подходах к анализу социального познания // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2014. № 3. С. 3–10.
Стёпин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012.№ 5. С. 18–25.
Стёпин В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 4.С. 45–59.
Стёпин В.С. Методология саморазвивающихся систем в науке XXI столетия (к юбилею В.И. Вернадского) // Социология. 2014. № 3. С. 48–56.
Стёпин В.С. Историко-научные реконструкции: плюрализм и кумулятивная преемственность в развитии научного знания // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 5–14.
Суворова О.В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 107–109.
Суворова О.В. К проблеме критериев и структуры субъектности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-5. С. 1178–1182.
Тепикин В.В. Кристаллизация интеллигенции: [сборник научно-популярных эссе и очерков]. Иваново: ИГУ, 2011. 129 с.
Теплов Б.М. Ум полководца // Вестник Академии военных наук. 2008. № 1 (22). С. 161–169.
Теплов Б.М. Ум полководца (продолжение) // Вестник Академии военных наук. 2008. № 2 (23). С. 167–174.
Теплов Б.М. Учение о типах высшей нервной деятельности и психология // Вопросы психологии. 1955. № 1. С. 36–41.
Терехова Т.А. Образ современной российской интеллигенции: репрезентация самоидентификации / Т.А. Терехова, Е.Л. Трофимова, Н.В. Терехова // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 1. С. 141–156. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).141-156
Тихомиров Ю.А. Систематика в праве в условиях глобальной нестабильности // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 5. С. 5–18. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.048
Труфанов, А.А. Основы теории интеллигентности: [монография]: Казань: Новое знание, 2002. 271 с.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. Москва: Мысль, 1978. 272 с.
Утюганов А.А. Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике / А.А. Утюганов, М.С. Яницкий, А.В. Серый // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 1. С. 76–92. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05
Холиков И.В., Большакова В.М., Наумов П.Ю., Зелепукин Р.В. Ценности и смыслы главного судебного акта XX века: аксиологические концепты книги А.Н. Савенкова «Нюрнберг: Приговор во имя Мира» (Материалы дискуссии) // Государство и право. 2022. № 10. С. 51–62. https://doi.org/10.31857/S102694520021788-7
Хабриева Т.Я. Интервью памяти академика В.С. Степина // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56, № 4. С. 155–164. https://doi.org/10.5840/eps201956473
Холиков И.В., Милованович А., Наумов П.Ю. Динамика функционирования международного права в условиях трансформации современного миропорядка: постнеклассический подход // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 11. С. 132–148. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.122
Хухорева А.В. Культура и ценности: методологические проблемы психологического исследования / А.В. Хухорева, В.П. Зинченко // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 2. С. 33–44.
Чукин С.Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке // Вопросы философии. 2009. № 5. С. 36–47.
Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль / Институт философии РАН, Российский университет Дружбы народов. Москва: Российский университет дружбы народов, 2006. 460 с.
Эльконин Д.Б. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 42–45.
Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Мир психологии. 2004. № 1 (37). С. 60–68.
Яницкий М.С. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд: монография / М.С. Яницкий, А.В. Серый,
М.С. Иванов [и др.]; Кемеровский государственный университет. Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2017. 202 с.
Яницкий М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М.С. Яницкий,
А.В. Серый, Ю.В. Пелех // Философия образования. 2013. № 1 (46). С. 175–186.
Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1 (81). С. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206
References
Abulkhanova K.A. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2014, vol. 35, no. 2, pp. 5-18.
Abulkhanova K.A. Mir psikhologii, 2013, no. 2 (74), pp. 262-275.
Avtonomova N.S. Sovremennye metodologicheskie strategii: interpretatsiya, konventsiya, perevod [Modern methodological strategies: interpretation, convention, translation]: collective monograph / N.S. Avtonomova. N.S. Avtonomova, F.E. Azhimov, S.A. Demidova [et al]. M.: ROSSPEN, 2014, 526 p.
Ananyev B.G. Trudy po psikhologii (izbrannoe) [Works on psychology (selected)]. SPb.: Izd-vo St. Petersburg University, 2007, 546 p.
Ananyev B.G. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2008, no. 1 (14), pp. 45-53.
Andreev V.I. Prover’ sebya. Desyat’ testov otsenki intelligentnosti, konkurentosposobnosti i tvorcheskogo potentsiala lichnosti [Check yourself. Ten tests of assessment of intellectuality, competitiveness and creative potential of personality]. Moscow: Narodnoe Obrazovanie, 1994, 64 p.
Anokhin P.K. Uzlovye voprosy teorii funktsional’nykh system [Nodal questions of the theory of functional systems]. Moscow, “Nauka”, 1980, 196 p.
Asmolov A.G., Petrovsky V.A. Voprosy Psychologii, 1978, no. 1, pp. 70-80.
Baeva L.V. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial’nye tekhnologii [Bulletin of Volgograd State University. Series 7: Philosophy. Sociology and social technologies], 2011, no. 1 (13), pp. 51-58.
Baeva L.V. Tsennosti i smysly [Values and meanings], 2011, no. 6 (14), pp. 108-114.
Balchugov S.G., Naumov P.Yu. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2012, no. 5 (29), pp. 267-279.
Belyaev V.A. Otechestvennaya intelligentsiya kak ob”ekt i sub”ekt politiki [Domestic intelligentsia as an object and subject of policy]. Kazan: Kazan State University, 2006, 420 p.
Bobbio N. Voprosy philosophii, 2013, no. 5, pp. 48-56.
Bolshunova N.Ya. Filosofiya obrazovaniya, 2006, no. 1 (15), pp. 275-280.
Borovskikh A.V. Pedagogika [Pedagogy], 2016, no. 3, p. 114.
Brushlinsky A.V. Izvestiya Rossiyskaya Akademiya Obrazovania, 1999, no. 1, pp. 30-41.
Vasilyuk F.E. Metodologiya psikhologii: problemy i perspektivy [Methodology of psychology: problems and prospects]: Monograph / F.E. Vasilyuk, V.P. Zinchenko, B.G. Mescheryakov [et al.]. Moscow, St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2012, 528 p.
Vygotsky L.S. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2021, vol. 17, no. 2, pp. 5-22. https://doi.org/10.17759/chp.2021170201
Vygotsky L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy [History of the development of higher mental functions]. Moscow: Yurait Publishing House, 2019, 336 p.
Gudkov L.D., Dubin B.V. Intelligentsiya: zametki o literaturno-politicheskikh illyuziyakh [Intellectuals: notes on literary and political illusions]. SPb.: Izd-vo I. Limbach, 2009, 304 p.
Huseynov A.A. Vestnik tyurkskogo mira [Bulletin of the Turkic World], 2017, no. 1 (11), pp. 22-26.
Huseynov A.A. Voprosy philosophii, 2014, no. 5, pp. 16-26.
Davydov V.V. Lektsii po obshchey psikhologii [Lectures on general psychology]. Moscow: Academy, 2008, 176 p.
Drobnitsky O.G. Moral’naya filosofiya: izbrannye Trudy [Moral philosophy: selected works] / Compiled by R.G. Apresyan. Moscow: Gardariki, 2002, 525 p.
Zinchenko V.P. Voprosy philosophii, 2014, no. 3, pp. 73-84.
Zinchenko V.P. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal’nem Vostoke [Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East], 2013, no. 3 (23), pp. 32-42.
Zinchenko V.P. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2013, no. 4, pp. 93-100.
Zinchenko V.P. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2012, no. 1, pp. 59-68.
Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2011, no. 40, pp. 13-23.
Zinchenko V.P. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2009, vol. 6, no. 2, pp. 3-36.
Zinchenko V.P. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2006, no. 4, pp. 3-21.
Zinchenko V.P. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 2006, vol. 1, no. 1, pp. 207-231.
Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Dom Burganova. Prostranstvo kul’tury [Burganov’s House. Space of Culture], 2010, no. 1, pp. 11-35.
Zinchenko Y.P. Vestnik Rossiyskogo fonda fundamental’nykh issledovaniy [Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research], 2019, no. 4 (104), pp. 11-22.
Zinchenko Y.P. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2011, no. 1 (5), pp. 42-49.
Ivanova S.V., Ivanov O.B. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2022, vol. 1, no. 1 (82), pp. 7-29. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-82-7-29
Ivanova S.V. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2022, vol. 1, no. 6 (88), pp. 7–18. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-88-7-18
Kagan M.S. Formirovanie rossiyskogo intelligenta v universitete [Formation of the Russian intellectual at the university]. SPb., 2000, pp. 130-133.
Kagan M.S. Grad Petrov v istorii russkoy kul’tury [Grad Petrov in the History of Russian Culture]: textbook. M., 2018, 499 p.
Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennosti [Philosophical theory of value]. SPb.: Petropolis, 1997, 205 p.
Keleman L.A. Filosofiya intelligentnosti [Philosophy of intellectuality]. Stavropol: Stavropol State University Publishing House, 2006, 227 p.
Kon I.S. Novy Mir, 1968, no. 1, pp. 173-197.
Krause A.A. Intelligentsiya i mir [Intellectuals and the World], 2021, no. 3, pp. 77-88. https://doi.org/10.46725/IW.2021.3.6
Likhachev D.S. Izbrannye trudy po russkoy i mirovoy kul’ture [Selected Works on Russian and World Culture]. St. Petersburg, 2006, 416 p.
Likhachev D.S. Novy Mir, 1993, no. 2, pp. 3-9.
Lektorsky V.A. Voprosy philosophii, 2017, no. 9, pp. 5-23.
Lektorsky V.A., Arshinov V.I., Kuznetsov V.Y., Pruzhinin B.I. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2016, vol. 86, no. 8, pp. 745-753. https://doi.org/10.7868/S0869587316080077
Lektorsky V.A. Voprosy philosophii, 2012, no. 5, pp. 26-34.
Lektorsky V.A., Garai L. Voprosy philosophii, 2015, no. 2, pp. 25-37.
Lektorsky V.A., Sadovsky V.N. Voprosy philosophii, 1960, no. 8, pp. 67-79.
Leontiev A.N. Voprosy psychologii, 1979, no. 3, pp. 11-15.
Leontiev D.A. Voprosy philosophii, 1996, no. 4, pp. 4-36.
Lomov B.F. Sistemnost’ v psikhologii [Sistemnost in psychology]. Moscow: Modek Publishing House, 2011, 424 p.
Lunacharsky A.V. Intelligentsiya v ee proshlom, nastoyashchem i budushchem: stenogramma lektsii ot 18 marta 1924 g [Intellectuals in its past, present and future: transcript of a lecture from March 18, 1924]. Moscow: Novaya Moskva, 1924, 75 p.
Malinin V.A., Povshednaya F.V., Pugachev A.V. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2022, vol. 10, no. 1 (38). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2
Matyukhina N.S. Mir nauki, kultura, obrazovanie, 2021, no. 2 (87), pp. 69-70. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-69-70
Memetov V.S. Intelligentsiya i intellektualy – takie raznye… i pokhozhie: problemy samoopredeleniya i deyatel’nosti v KhKh – nachale XXI veka [Intellectuals and intellectuals - so different... and similar: problems of self-determination and activity in the twentieth - early twenty-first century]: Collective monograph / V.S. Memetov, V.L. Chernoperov, A.V. Zobnin [et al.]. Ivanovo: Ivanovo State University, 2016, 200 p.
Memetov V.S., Budnik G.A. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education], 2014, no. 3, pp. 96-104.
Memetov V.S. Intelligentsiya i mir [Intellectuals and the World], 2008, no. 2, pp. 7-25.
Naumova T.V. Filosofiya i kul’tura [Philosophy and Culture], 2018, no. 6, pp. 78-89.
Naumov P.Yu., Novikov N.S. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], 2015, no. 9-4 (69), pp. 1355-1360.
Naumov P.Yu., Novikov N.S. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], 2015, no. 9-4 (69), pp. 1361-1375.
Naumov P.Y., Povshednaya F.V. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2020, vol. 8, no. 2 (31), pp. 12.
Naumov P.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2021, vol. 9, no. 2 (35), p. 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10
Naumov P.Y., Dyachkov A.A. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 6, pp. 188-200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200
Naumov P.Yu., Marukhin E.E. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern studies], 2021, vol. 10, no. 2-1, pp. 95-100. https://doi.org/10.34670/AR.2021.92.46.007
Naumov P.Y., Povshednaya F.V. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel’nosti [Psychology and pedagogy of service activity], 2022, no. 4, pp. 86-91. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-86-91
Naumov P.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2022, vol. 10, no. 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-18
Naumov P.Yu. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2022, vol. 11, no. 6А, pp. 112-120. https://doi.org/10.34670/AR.2023.13.12.012
Novikov A.M. Munitsipal’noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment [Municipal education: innovation and experiment], 2010, no. 4, pp. 3-12.
Oleynik O.Y. Intelligentsiya i mir [Intellectuals and the World], 2021, no. 1, pp. 9-29. https://doi.org/10.46725/IW.2021.1.1
Pashentsev D.A., Chernogor N.N. Yuridicheskaya nauka, 2017, no. 1, pp. 21-25.
Petrovsky A., Petrovsky V. Razvitie lichnosti [Development of personality], 2014, no. 2, pp. 92-124.
Petrovsky V.A. Mir psikhologii, 2021, no. 1-2 (105), pp. 174-193.
Petrovsky V.A., Chukarin B.A. Mir psikhologii, 2020, no. 1 (101), pp. 160-175.
Petrovsky V.A. Mir psikhologii, 2020, no. 2 (102), pp. 20-31.
Petrovsky V.A., Andreeva A.I. Mir psychologii, 2018, no. 3 (95), pp. 224-232.
Petrovsky V.A. Mir psychologii, 2015, no. 3 (83), pp. 14-38.
Popov A.V. Intelligentsiya i mir [Intellectuals and the World], 2010, no. 1, pp. 77-87.
Popov A.B. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. H.A. Nekrasova. Ser. Istoricheskie nauki. Volzhskie rubezhi [Bulletin of the Kostroma State University named after H.A. Nekrasov. Ser. Historical Sciences. Volga frontiers], 2006, no. 6 (21), vol. 12, pp. 14-21.
Popov A.B. Vestnik pomorskogo universiteta [Vestnik of Pomor University], 2008, no. 4, pp. 59-67.
Popov A.B. Voenno-istoricheskiy zhurnal [Military-historical journal], 2008, no. 4, pp. 77-79.
Pruzhinin B.I. Voprosy philosophii, 2019, no. 8, pp. 5-9. https://doi.org/10.31857/S004287440006023-0
Pruzhinin B.I. Nauchnyy rezul’tat. Sotsial’nye i gumanitarnye issledovaniya [Scientific Result. Social and Humanities Research], 2019, vol. 5, no. 3, pp. 4-15. https://doi.org/10.18413/2408-932X-2019-5-3-0-1
Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Voprosy philosophii, 2020, no. 5, pp. 98–102. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-98-102
Pruzhinin B.I. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science], 2022, vol. 59, no. 3, pp. 81-97. https://doi.org/10.5840/eps202259343
Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Voprosy philosophii, 2023, no. 1, pp. 84-93. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-84-93
Rozin V.M. Voprosy philosophii, 2001, no. 2, pp. 44-56.
Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Peter, Series “Masters of Psychology”, 2015, 713 p.
Rubinstein S.L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. St. Petersburg: Piter, 2012, 288 p.
Sayko E.V. Mir psikhologii, 2016, no. 4 (88), pp. 3-13.
Sayko E.V. Mir psikhologii, 2015, no. 3 (83), pp. 3-13.
Savenkov A.N. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2019, no. 3, pp. 5-16.
Salnikov V.P., Bolshakova V.M., Zakhartsev S.I. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Law. Journal of the Higher School of Economics], 2023, vol. 16, no. 1, pp. 251–256. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.1.251.261
Skvortsov I.M. Psikhologicheskie i pedagogicheskie aspekty formirovaniya professional’noy sub”ektnosti federal’nykh gosudarstvennykh sluzhashchikh (na primere budushchikh ofitserov) [Psychological and pedagogical aspects of the formation of professional subjectivity of federal civil servants (on the example of future officers)] / I.M. Skvortsov, V.M. Bolshakova, A.A. Dyachkov, P.Y. Naumov. Krasnoyarsk: LLC “Research and Innovation Center”, 2023, 136 p.
Skibitsky E.G., Zharikova E.G. Obzor pedagogicheskikh issledovaniy [Pedagogical Research Review], 2021, vol. 3, no. 7, pp. 123-128.
Skibitsky E.G., Kitova E.T. Psikhologiya obucheniya [Psychology of learning], 2020, no. 6, pp. 100-105.
Smirnov D.V., Naumov P.Y., Bolshakova V.M. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2021, vol. 10, no. 6-1, pp. 77-84. https://doi.org/10.34670/AR.2021.68.71.008
Sokolov A.V. Voprosy philosophii, 2005, no. 5, pp. 57-67.
Stepin V.S. Filosofiya, metodologiya i istoriya nauki [Philosophy, Methodology and History of Science], 2015, no. 1, pp. 6-27. https://doi.org/10.17720/2413-3809.2015.t1.1.s01
Stepin V.S. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 2014, no. 12, pp. 7-19.
Stepin V.S. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Bulletin of Moscow University. Series 7: Philosophy], 2014, no. 3, pp. 3-10.
Stepin V.S. Voprosy philosophii, 2012, no. 5, pp. 18-25.
Stepin V.S. Slozhnost’. Razum. Postneklassika [Complexity. Reason. Postneclassics], 2013, no. 4, pp. 45-59.
Stepin V.S. Sotsiologiya [Sociology], 2014, no. 3, pp. 48-56.
Stepin V.S. Voprosy philosophii, 2016, no. 6, pp. 5-14.
Suvorova, O.V. Mir nauki, kultura, obrazovanie, 2012, no. 1 (32), pp. 107-109.
Suvorova O.V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Izvestia Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2011, vol. 13, no. 2-5, pp. 1178-1182.
Tepikin V.V. Kristallizatsiya intelligentsii: sbornik nauchno-populyarnykh esse i ocherkov [Crystallization of intellectuals: Collection of popular science essays and essays]. Ivanovo: IGU, 2011, 129 p.
Teplov B.M. Vestnik Akademii voennykh nauk [Bulletin of the Academy of Military Sciences], 2008, no. 1 (22), pp. 161-169.
Teplov B.M. Vestnik Akademii voennykh nauk [Bulletin of the Academy of Military Sciences], 2008, no. 2 (23), pp. 167-174.
Teplov B.M. Voprosy Psychologii, 1955, no. 1, pp. 36-41.
Terekhova T.A., Trofimova E.L., Terekhova N.V. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2021, vol. 10, no. 1, pp. 141–156. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).141-156
Tikhomirov Y.A. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian Law], 2022, vol. 26, no. 5, pp. 5–18. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.048
Trufanov A.A. Osnovy teorii intelligentnosti [Fundamentals of the theory of intellectuality]: monograph. Kazan: New Knowledge, 2002, 271 p.
Uemov A.I. Sistemnyy podkhod i obshchaya teoriya system [Systemic approach and general theory of systems]. Moscow: Mysl, 1978, 272 p.
Utyuganov A.A., Yanitsky M.S., Sery A.V. Science for Education Today [Science for Education Today], 2019, vol. 9, no. 1, pp. 76-92. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05
Kholikov I.V., Bolshakova V.M., Naumov P.Y., Zelepukin R.V. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2022, no. 10, pp. 51-62. https://doi.org/10.31857/S102694520021788-7
Khabrieva T.Ya. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science], 2019, vol. 56, no. 4, pp. 155–164. https://doi.org/10.5840/eps201956473
Kholikov I.V., Milovanovic A., Naumov P.Y. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian Law], 2022, vol. 26, no. 11, pp. 132–148. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.122
Khukhoreva A.V., Zinchenko V.P. Dom Burganova. Prostranstvo kul’tury [Burganov’s House. Space of culture], 2011, no. 2, pp. 33-44.
Chukin S.G. Voprosy philosophii, 2009, no. 5, pp. 36-47.
Shokhin V.K. Filosofiya tsennostey i rannyaya aksiologicheskaya mysl’ [Philosophy of Values and Early Axiological Thought]. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia, 2006, 460 p.
Elkonin D.B., Davydov V.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 1996, no. 1, pp. 42-45.
Elkonin D.B. Mir psikhologii, 2004, no. 1 (37), pp. 60-68.
Yanitsky M.S. Postneklassicheskaya pedagogicheskaya psikhologiya: tsennostno-smyslovoy trend [Postneclassical pedagogical psychology: value-sense trend]: monograph / M.S. Yanitsky, A.V. Sery, M.S. Ivanov [et al]; Kemerovo State University. Kemerovo: Kuzbass Regional Institute for the Development of Professional Education, 2017, 202 p.
Yanitsky M.S., Sery A.V., Pelekh Y.V. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education], 2013, no. 1 (46), pp. 175-186.
Yanitsky M.S. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2020, vol. 22, no. 1 (81), pp. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206
Просмотров аннотации: 101 Загрузок PDF: 78
Copyright (c) 2024 Petr Y. Naumov, Andrey A. Utyuganov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.