ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Самостоятельность студентов медицинских специальностей является важным фактором их профессионального становления. Технологии визуализации, активно применяемые при обучении в медицинских вузах, могут оказывать влияние на развитие самостоятельности у будущих врачей, но данная тема представляется недостаточно разработанной. Данная статья имеет своей целью восполнить данный пробел, за счет обозначения потенциальных направлений дальнейших исследований связи между технологиями визуализации и самостоятельностью.
Материалы и методы. Для достижения заявленной цели использовались следующие исследовательские подходы: системный подход в качестве базового; методический подход, так как визуализация рассматривается не только как педагогическое средство, но и как метод познания; компетентностный подход, в рамках которого формирование профессиональных компетенций не сводится к совокупности знаний, умений и навыков, но понимается как особое личностное отношение к исполняемой трудовой функции.
Результаты исследования. Показано, что между применением технологий визуализации и формированием самостоятельности у студентов медицинских специальностей прослеживается диалектичная связь. Освоение метода визуализации в ходе принятия решений может формировать основу для рефлексии обучающегося, что позволяет говорить о формировании предпосылок оценки собственных знаний как элемента метапознания. Это, в свою очередь, может способствовать выбору студентом дальнейшего пути развития, а также принятия на себя ответственности за сделанный выбор, что образует признаки самостоятельной личности.
Обсуждения и заключения. Анализ специализированной литературы позволяет сделать вывод, что применение технологий визуализации в образовании является методом, предполагающим глубокое методическое освоение инструментов визуализации. Показано, что освоение технологий визуализации предполагает активное задействование абстрактного мышления, необходимость концептуализации собственных знаний, а также освоение методов анализа, синтеза и моделирования для выражения полученного результата в форме визуального образа. Эти компетенции, способствуя развитию самостоятельности, предполагают наличие уже сформированного определенного уровня самостоятельности, что демонстрирует диалектичную связь этих явлений.
Скачивания
Литература
Список литературы
Бобрышов С.В., Щукина О.Е. Самостоятельность личности как феномен и понятие в психолого-педагогической литературе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 6(75). С. 201-206. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-75-6-201-206
Голубчикова М. Г. Теоретический анализ понятия "самостоятельность" в историческом и современном аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1(80). С. 35-37. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00014
Днепров С.А., Каткова А.Л. Визуализация в профессиональном образовании будущих медицинских работников в процессе перехода к доказательной медицине // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2(55). С. 310-314. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.55.265
Иванов В.М. Черкасов М.Е., Калакуцкий Н.В. Технология разработки обучающих фильмов по медицине с использованием высокореалистичной компьютерной графики и анимации // Институт стоматологии. 2021. № 3(92). С. 22-24.
Каткова А. Л., Стрельников С.С., Ушакова О.М., Каткова А.А. Метод визуализации в развитии информационной культуры и технологической компетентности: субъективный аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т 11. №5. https://mir-nauki.com/PDF/62PDMN523.pdf
Коротеева А.С., Челпаченко Т.В. Познавательная самостоятельность как педагогический феномен // Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 4(236). С. 47-52. https://doi.org/10.25198/1814-6457-236-47
Мезенцева Л. В. Образовательная самостоятельность взрослых // Перспективы науки. 2019. № 11(122). С. 121-123.
Мельникова О. В. Контроль эффективности самостоятельной работы студентов при изучении патофизиологии // Запорожский медицинский журнал. 2013. № 3(78). С. 116-117.
Милованова Г.В., Куляшова Н.М., Шемякина Е.Ю. Формирование образовательной самостоятельности как условие академической успеваемости // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 4. С. 98-116. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-98-116
Сивухина Е.В., Коновалова С.Г., Федоткина Т.В. Традиционные и современные методы визуализации в преподавании гистологии // Вестник Биомедицина и социология. 2023. Т. 8, № 4. С. 3-9. https://doi.org/10.26787/nydha-2618-8783-2023-8-4-3-9
Сорокин П. С. "Трансформирующая агентность" как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 1. С. 124-138. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-124-138
Стрельников С. С., Туров Р.С. Самостоятельность: запрос общества и ответ системы высшего образования // Человеческий капитал. 2022. № 10(166). С. 140-147. https://doi.org/10.25629/HC.2022.10.15
Benfield A, Krueger RB. Making Decision-Making Visible-Teaching the Process of Evaluating Interventions // Int J Environ Res Public Health. 2021, no.18(7), p. 3635. https://doi.org/10.3390/ijerph18073635
Bobek E, Tversky B. Creating visual explanations improves learning // Cogn Res Princ Implic. 2016, vol. 1(1), p. 27. https://doi.org/10.1186/s41235-016-0031-6
Ilaslan E., Adıbelli D., Teskereci G., Cura S. Development of nursing students' critical thinking and clinical decision-making skills // Teaching and Learning in Nursing. 2023, Vol. 18, Is. 1, pp. 152-159. https://doi.org/10.1016/j.teln.2022.07.004
Jayasinghe S. Describing complex clinical scenarios at the bed-side: Is a systems science approach useful? Exploring a novel diagrammatic approach to facilitate clinical reasoning // BMC Med Educ. 2016, Oct 10, no 16(1), p. 264. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0787-x
Rababah J., Al-Hammouri M. Improving clinical decision-making and self-directed learning among Jordanian nursing students using concept mapping // Teaching and Learning in Nursing, 2023. https://doi.org/10.1016/j.teln.2023.11.011
Shah H. P., Narwani, V., Lee Y. H. Live-streaming otolaryngology surgical procedures for virtual medical student rotations // The Journal of laryngology and otology. 2022, no 136(3), pp. 261–264. https://doi.org/10.1017/S0022215121004680
Shinmar H. S., Shah V., Kurar L., Reichert I., Ahluwalia, R. S. Utilising Immersive Video Technology to improve Medical Student Education in an Operating Theatre Environment // Indian journal of orthopaedics, 2023, vol. 57(2), pp. 297-304. https://doi.org/10.1007/s43465-022-00796-0
Sibbald D. Elective Self-Care Course Emphasizing Critical Reasoning Principles // American Journal of Pharmaceutical Education. 2011, vol. 75, is. 9, p. 182. https://doi.org/10.5688/ajpe759182
Wu B, Wang M, Grotzer TA, Liu J, Johnson JM. Visualizing complex processes using a cognitive-mapping tool to support the learning of clinical reasoning // BMC Med Educ. 2016, Aug 22, no. 16(1), p. 216. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0734-x
References
Bobryshov S.V., Shchukina O.E. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Newsletter Of North-Caucasus Federal University], 2019, no. 6(75), pp. 201-206. https:// doi.org /10.37493/2307-907X-2019-75-6-201-206.
Golubchikova M. G. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World Of Science, Culture And Education], 2020, no. 1(80), pp. 35-37. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00014
Dneprov S.A., Katkova A.L. Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Law], 2021, no. 2(55), pp. 310-314. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.55.265
Ivanov V.M. Cherkasov M.E., Kalakutskiy N.V. Institut stomatologii [The Dental Institute], 2021, no. 3(92), pp. 22-24.
Katkova A. L., Strel'nikov S.S., Ushakova O.M., Katkova A.A. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2023, vol. 11, no. 5. https://mir-nauki.com/PDF/62PDMN523.pdf
Koroteeva A.S., Chelpachenko T.V. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], 2022, no. 4(236), pp. 47-52. https://doi.org/10.25198/1814-6457-236-47
Mezentseva L. V. Perspektivy nauki [Science Prospects], 2019, no. 11(122), pp. 121-123.
Mel'nikova O. V. Zaporozhskiy meditsinskiy zhurnal [Zaporozhye Medical Journal], 2013, no. 3(78), pp. 116-117.
Milovanova G.V., Kulyashova N.M., Shemyakina E.Yu. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no. 4, pp. 98-116. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-98-116
Sivukhina E.V., Konovalova S.G., Fedotkina T.V. Vestnik Biomeditsina i sotsiologiya [Biomedicine and sociology], 2023, vol. 8, no. 4, pp. 3-9. https://doi.org/10.26787/nydha-2618-8783-2023-8-4-3-9
Sorokin P. S. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 2021, vol. 21, no. 1, pp. 124-138. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-124-138
Strel'nikov S. S., Turov R.S. Chelovecheskiy kapital [Human Capital], 2022, no. 10(166), pp. 140-147. https://doi.org/10.25629/HC.2022.10.15
Benfield A, Krueger RB. Making Decision-Making Visible-Teaching the Process of Evaluating Interventions. Int J Environ Res Public Health, 2021, no. 18(7), p. 3635. https://doi.org/10.3390/ijerph18073635
Bobek E, Tversky B. Creating visual explanations improves learning. Cogn Res Princ Implic., 2016, vol. 1(1), p. 27. https://doi.org/10.1186/s41235-016-0031-6
Ilaslan E., Adıbelli D., Teskereci G., Cura S. Development of nursing students' critical thinking and clinical decision-making skills. Teaching and Learning in Nursing, 2023, vol. 18, is. 1, pp. 152-159. https://doi.org/10.1016/j.teln.2022.07.004
Jayasinghe S. Describing complex clinical scenarios at the bed-side: Is a systems science approach useful? Exploring a novel diagrammatic approach to facilitate clinical reasoning. BMC Med Educ., 2016, Oct 10, no. 16(1), p. 264. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0787-x
Rababah J., Al-Hammouri M. Improving clinical decision-making and self-directed learning among Jordanian nursing students using concept mapping. Teaching and Learning in Nursing, 2023. https://doi.org/10.1016/j.teln.2023.11.011
Shah H. P., Narwani, V., Lee Y. H. Live-streaming otolaryngology surgical procedures for virtual medical student rotations. The Journal of laryngology and otology, 2022, no. 136(3), pp. 261-264. https://doi.org/10.1017/S0022215121004680
Shinmar H. S., Shah V., Kurar L., Reichert I., Ahluwalia, R. S. Utilising Immersive Video Technology to improve Medical Student Education in an Operating Theatre Environment. Indian journal of orthopaedics, 2023, vol. 57(2), pp. 297-304. https://doi.org/10.1007/s43465-022-00796-0
Sibbald D. Elective Self-Care Course Emphasizing Critical Reasoning Principles. American Journal of Pharmaceutical Education, 2011, vol. 75, is. 9, p. 182. https://doi.org/10.5688/ajpe759182
Wu B, Wang M, Grotzer TA, Liu J, Johnson JM. Visualizing complex processes using a cognitive-mapping tool to support the learning of clinical reasoning. BMC Med Educ., 2016, Aug 22, no. 16(1), p. 216. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0734-x
Просмотров аннотации: 82 Загрузок PDF: 66
Copyright (c) 2024 Olga M. Ushakova, Sergey S. Strelnikov, Alla L. Katkova, Rostislav S. Turov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.