http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/feed Russian Journal of Education and Psychology 2024-04-29T16:05:23+07:00 Yan A. Maksimov editor@rjep.ru Open Journal Systems Russian Journal of Education and Psychology http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/444 БУДУЩЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В КОНТЕКСТЕ ПЯТОЙ КОГНИТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 2024-04-25T18:17:27+07:00 Irina S. Volegzhanina erarcher@mail.ru <p><strong>Цель. </strong>Статья посвящена теме определения возможных путей трансформации процесса обучения иностранным языкам, актуальной в условиях экспоненциального сдвига технологической парадигмы, переживаемого современным обществом. Предметом исследования выступают изменения данного процесса в контексте ожидаемой пятой когнитивной революции. Автор ставит целью показать перспективу профессионального развития преподавателя кафедры иностранных языков в связи с массовым внедрением систем искусственного интеллекта на основе больших языковых моделей.</p> <p><strong>Методология проведения работы.</strong> Основой исследования выступают персонализированный и символьный подходы, а также принцип междисциплинарности.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Результаты и новизна исследования заключаются в том, что автор уточняет периодизацию когнитивных революций применительно к образованию на основе анализа российских и зарубежных исследований. Именно технологии пятой когнитивной революции, которую отличает синергия человеческого и машинного интеллектов, будут определять характер трансформации процесса обучения иностранным языкам в вузах. Автор делает предположение, что деятельность преподавателей кафедр иностранных языков окажется наиболее чувствительной к профессиональной турбулентности в связи с достижениями мировых исследований в области больших языковых моделей. Профессиональное развитие преподавателей видится связанным со способностью взаимодействия в гибридной образовательной среде вуза с искусственными системами, обладающими эмоциональным интеллектом и мультимодальным поведением, – искусственными интеллектуальными тьюторами и небиологическими сотрудниками кафедр.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Результаты исследования могут быть применены в области разработки технологий и методик преподавания иностранных языков в вузах.</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/434 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 2024-04-25T18:30:22+07:00 Lyudmila A. Zhebrunova ludmila.888@mail.ru <p><strong>Цель</strong>. Статья описывает опыт применения проектного метода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, при котором вовлечением студентов неязыкового профиля в проектную деятельность достигается расширение их лингвистических и социокультурных компетенций. При этом реализуются основополагающие принципы дидактики, когда процесс подготовки студента его обучает, развивает и воспитывает. Цель исследования – интегрировать теоретико-прикладные лингвистические знания и проектный метод обучения иностранному языку для формирования у студентов осознанного восприятия языка через усвоение социокультурных стереотипов.</p> <p><strong>Метод и методология проведения работы</strong>. В статье описывается проектный метод, который был реализован в преподавании английского языка студентам спортивных направлений подготовки. Применяются системный, культурологический, лингвокогнитивный методологические подходы. Эмпирическая база опирается на исследования терминосистем и анализ социокультурных стереотипов.</p> <p><strong>Основные результаты</strong>: формирование у студентов понимания природы языковой номинации в русском и английском языках в сравнении, расширение познаний обучающихся в области социокультурных стереотипов, развитие чувства самоидентичности и критического мышления через участие в проектной деятельности.</p> <p><strong>Область применения результатов</strong>. Предложенная методика вовлечения студентов, не специализирующихся в профессиональном изучении языка, в лингвистические исследования имеет в качестве результата формирование у них более глубокого понимания сущности взаимодействия языков и его носителей – народов как социальных общностей. Данное направление является перспективным и имеет не только образовательный, но и развивающий и воспитательный потенциал, что соответствует триединой цели педагогики.</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/441 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЕГО ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ 2024-04-26T11:17:02+07:00 Galina N. Kiseleva kiseleva.galina2024@mail.ru <p><strong>Цель</strong><strong>.</strong> В статье затрагивается актуальная проблема современного образования, связанная с управлением инновационным развитием образовательного процесса в школе. Статья посвящена теоретическому и практическому освещению механизмов, направленных на эффективное управление инновационным развитием образовательного процесса в школе. Содержание опытно-экспериментальной работы раскрывает три направления инновационного развития образовательного учреждения: профильное обучение (социально экономический профиль), организация инклюзивной среды, внедрение инновационных педагогических технологий на каждом уровне образования (на начальном уровне образования – технология развивающего обучения; на уровне основного общего образования – технология критического мышления; на уровне основного среднего образования – технологии проблемного и проектного обучения).</p> <p><strong>Метод или методология проведения работы.</strong> Основу исследования образуют теоретические методы: анализ и синтез, эмпирические методы.</p> <p><strong>Результаты.</strong> Новизна исследования заключается в разработке организационно-функциональной модели управления инновационным развитием образовательного процесса школы, которая состоит из пяти блоков: концептуально-целевой, аналитический, организационно-управленческий, процессуальный, аналитико-обобщающий. Практическую значимость составляют обозначенные в исследовании этапы и деятельность на каждом этапе, что позволит повысить результативность образовательного процесса.</p> <p><strong>Область применения результатов:</strong> полученные результаты целесообразно применять в практике общеобразовательных учреждениях ЛНР и РФ.</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/440 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2024-04-26T11:37:24+07:00 Galina V. Mitina gvmitina@mail.ru <p><strong>Цель. </strong>Требования к подготовке педагогов для системы общего образования в стране определены ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование». В нормативном документе сформулированы универсальные и общепрофессиональные компетенции, которые носят обязательный характер для всех сфер образования (дошкольное, начальное общее, основное общее и другие). Профессиональные же компетенции формулируются на основе профессионального стандарта «Педагог» адресно для каждой области и вида профессиональной деятельности. Предметом анализа в данной статье выступает поиск подхода к формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов начального общего образования. В качестве цели авторы обозначают описание технологии формирования профессиональных компетенций будущего педагога начальной школы в рамках конкретной учебной дисциплины.</p> <p><strong>Метод или методология проведения работы. </strong>Основу исследования составили методы изучения нормативных документов, анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, организации образовательного процесса.</p> <p><strong>Результаты. </strong>Результаты исследования представлены в виде опыта организации изучения конкретной дисциплины, обеспечивающей эмоционально-личностное погружение будущих педагогов в осваиваемую область профессиональной деятельности и формирование у них требуемых практических навыков; внедрения и эффективного применения продуктивных методов обучения при организации занятий различного типа в вузе.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Результаты исследования могут быть применены при организации образовательного процесса в высших учебных заведения как при освоении основных образовательных программ, так и программ дополнительного образования (в частности переподготовки).</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/431 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 2024-04-26T12:37:43+07:00 Oleg T. Slanov slanov_oleg@inbox.ru <p><strong>Цель.</strong> Статья посвящена проблеме влияния религиозного сознания на правосознание обучающихся. Целью данной работы является исследование влияния религиозного образования на формирование правосознания школьников и студентов в современной российской социокультурной ситуации.</p> <p>Работа направлена на выявление роли религиозности и традиционных ценностей в поддержании высоких моральных принципов, единства общества, а также на определение эффективности педагогического воздействия религиозного образования на правосознание молодежи.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>В работе проводится анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных влиянию религиозного образования на правосознание. При этом акцентируется внимание на исследованиях, которые связаны с педагогическим воздействием религиозного образования на правосознание.</p> <p><strong>Результаты</strong>. Автор приходит к выводу, что эффективным будет введение в педагогическую деятельность блока предметов, связанных с религиозным образованием надконфессионального характера, способствующего единству и воспитанию граждан на основе общих ценностей.</p> <p>Результативность современного образования связана не только со знанием, но и с внутренним осмыслением, требующим самостоятельных решений обучающихся. Религиозное образование и его педагогический метод, основанный на любви и заботе с учетом приоритета духовности, способен формировать гражданскую идентичность. Важна роль диалога, творчества и проектной работы для глубокого понимания и ценностного развития, содействия созданию общества, базирующегося на взаимопонимании и уважении.</p> <p>Религиозное образование в таком контексте выступает как основа диалога и взаимопонимания, что обеспечивает основу для взаимоуважения и мирного сосуществования между различными религиозными традициями.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Исследования могут быть использованы для обновления образовательной системы, внедрения новых подходов к обучению, основанных на взаимопонимании, уважении и диалоге. Это включает в себя разработку и внедрение модулей, связанных с религиозным образованием надконфессионального характера, которые могут способствовать единству и воспитанию граждан на основе общих ценностей.</p> <p>Результаты настоящей работы могут быть применены как при подготовке преподавателей, так и непосредственно в рамках организации правового образования в образовательных организациях.</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/446 ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: ОПЫТ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2024-04-29T12:32:19+07:00 Alina Yu. Sokolova alinasokolova.tver@yandex.ru <p><strong>Цель</strong>. Основная цель предлагаемой работы – описать личностноориентированную системную иерархическую модель преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, успешно внедренную преподавателями кафедры иностранных языков Тверского государственно медицинского университета. В статье приводятся основные структурные особенности модели, характеризуются ее базовые компоненты, обосновывается её применение в российской практике преподавания иностранных языков.</p> <p><strong>Материалы и методы</strong>. Применены такие теоретические основы исследования, как анализ педагогической и методической литературы по указанной проблеме, сравнение, обобщение. Ведущим практическим методом является практикоорентированный педагогический эксперимент.</p> <p><strong>Результаты</strong>. Центральным компонентом предлагаемой модели является личностная ориентированность. Она достигается за счет наличия нескольких ступеней (сфер) изучения иностранного языка, позволяющих удовлетворить знаниевые потребности личности обучающегося в ходе его профессионального становления в стенах высшего учебного заведения; учета, во-первых, личного социально-культурного опыта обучающегося, и, во-вторых, базового школьного иноязычного образования, что позволяет обучающемуся легко воспринимать (даже на родном языке) и осмысливать предлагаемую ему иноязычную информацию; широкого использования межпредметных связей, направленного на повышение мотивации личности обучающегося и позволяющего активизировать уже приобретенный опыт и знания; отбора языкового материала: расширение лексического запаса за счет введения специальной лексики и терминологии и ограничение уже освоенных грамматических конструкций.</p> <p><strong>Область применения результатов</strong>. Описанная в статье модель может быть применена в практике обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов.</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/449 АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2024-04-29T13:00:42+07:00 Anastasiya V. Stafeeva staffanastasiya@yandex.ru <p><strong>Цель.</strong> Статья посвящена проблеме профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе реализации обновленного содержания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Целью исследования явился анализ профессиональных компетенций учителей физической культуры в условиях требований обновленного содержания общего образования.</p> <p><strong>Метод или методология проведения работы</strong>. Основополагающим в исследовании является системный и деятельностный подходы. Методы исследования: анализ, диагностические методы, беседа</p> <p><strong>Результаты.</strong> Приведены и интерпретированы результаты диагностики сформированности профессиональных компетенций учителей физической культуры в рамках курсов повышения квалификации по уровням сформированности (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый) в области предметной, психолого-педагогической и методической подготовки. Выявлены профессиональные дефициты нормативно-правовой компетентности у педагогов, определены уровни профессиональных умений по реализации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях требований обновленного содержания общего образования.</p> <p><strong>Область применения результатов. </strong>Результаты исследования могут быть применены в сфере дополнительного профессионального образования педагогов, а также образовательном процессе вузовской подготовки.</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/485 ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 2024-04-29T13:30:23+07:00 Olga M. Ushakova uschakova.om@yandex.ru Sergey S. Strelnikov sss15@yandex.ru Alla L. Katkova allakatkova@mail.ru Rostislav S. Turov turov.rostislav@yandex.ru <p>Самостоятельность студентов медицинских специальностей является важным фактором их профессионального становления.&nbsp; Технологии визуализации, активно применяемые при обучении в медицинских вузах, могут оказывать влияние на развитие самостоятельности у будущих врачей, но данная тема представляется недостаточно разработанной. Данная статья имеет своей целью восполнить данный пробел, за счет обозначения потенциальных направлений дальнейших исследований связи между технологиями визуализации и самостоятельностью.</p> <p><strong>Материалы и методы. &nbsp;</strong>Для достижения заявленной цели использовались следующие исследовательские подходы: системный подход в качестве базового; методический подход, так как визуализация рассматривается не только как педагогическое средство, но и как метод познания; компетентностный подход, в рамках которого формирование профессиональных компетенций не сводится к совокупности знаний, умений и навыков, но понимается как особое личностное отношение к исполняемой трудовой функции.</p> <p><strong>Результаты исследования. </strong>Показано, что между применением технологий визуализации и формированием самостоятельности у студентов медицинских специальностей прослеживается диалектичная связь. Освоение метода визуализации в ходе принятия решений может формировать основу для рефлексии обучающегося, что позволяет говорить о формировании предпосылок оценки собственных знаний как элемента метапознания. Это, в свою очередь, может способствовать выбору студентом дальнейшего пути развития, а также принятия на себя ответственности за сделанный выбор, что образует признаки самостоятельной личности.</p> <p><strong>Обсуждения и заключения. </strong>Анализ специализированной литературы позволяет сделать вывод, что применение технологий визуализации в образовании является методом, предполагающим глубокое методическое освоение инструментов визуализации.&nbsp; Показано, что освоение технологий визуализации предполагает активное задействование абстрактного мышления, необходимость концептуализации собственных знаний, а также освоение методов анализа, синтеза и моделирования для выражения полученного результата в форме визуального образа. Эти компетенции, способствуя развитию самостоятельности, предполагают наличие уже сформированного определенного уровня самостоятельности, что демонстрирует диалектичную связь этих явлений.</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement## http://www.rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/437 ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 2024-04-29T16:05:23+07:00 Lyudmila N. Shcherbatykh eteodoru@yandex.ru <p>В статье рассмотрены возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологии, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.</p> <p>Современный мир меняется очень быстро, технологический прогресс и цифровизация затрагивают все сферы деятельности человека, включая образование. Становление и развитие современного ребёнка все больше и больше происходит в некой виртуальной реальности, создаваемой самыми разнообразными девайсами.</p> <p><strong>Проблема исследования</strong> состоит в том, чтобы выявить, каковы теоретико-методологические и научно-методические основания создания модели эффективного формирования лингвоцифровой культуры обучающихся на разных уровнях обязательного и дополнительного иноязычного образования с использованием цифровых ресурсов и технологий с учетом рисков и возможностей (на примере преподавания английского языка).</p> <p><strong>Цель</strong> нашей работы заключается в разработке теоретико-методологических и научно-методических оснований стратегии формирования лингвоцифровой культуры обучающихся посредством цифровых ресурсов и технологий в процессе преподавания английского языка и ее экспериментальной проверке.</p> <p>Исследование проводилось на основе аутентичных материалов на английском языке. <strong>Использованные методы исследования</strong> – теоретический анализ литературы, изучение нормативных документов, наблюдение за учебным процессом, сравнительный анализ. Автор статьи пришел к выводу эффективности применения разработанной программы с целью формирования данной категории культуры в контексте непрерывного иноязычного образования, определены перспективы исследования по направлению проекта.</p> 2024-02-29T00:00:00+07:00 ##submission.copyrightStatement##