ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КУРСАНТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ

  • Alexander R. Dashevsky Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
  • Elena A. Shmeleva Ивановский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-4698-5226
  • Pavel A. Kislyakov Российский государственный социальный университет; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ НИИ ФСИН России) https://orcid.org/0000-0003-1238-9183
Ключевые слова: психологическое благополучие, тревожность, особая социальная обстановка, курсанты, ГПС МЧС

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается влияние особой социальной обстановки на благополучие и психологическую безопасность курсантов противопожарной службы в период обучения в вузе. Цель статьи – изучить особенности психологической безопасности курсантов противопожарного вуза в условиях особой социальной обстановки, связанной с обострением геополитических, техносферных, гуманитарных, психологических угроз и вызовов.

Методы исследования: использованы шкала психического благополучия Уорика-Эдинбурга (WEMWBS), опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» (О.Ю. Зотова), авторская методика изучения тревожности курсантов в связи с особой социальной обстановкой. Применялись методы качественного и количественного анализа данных, в т.ч. факторный и корреляционный анализ. Участники исследования: курсанты Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Результаты исследования. Выявлено, что факторами тревожности курсантов в особых социальных условиях являются ситуативная обеспокоенность, фрустрированность, устойчивость. Установлено, что между тревожностью и благополучием курсантов в период особой социальной обстановки существует отрицательная взаимосвязь, положительная взаимосвязь обнаружена между удовлетворенностью потребности в безопасности и благополучием курсантов.

Заключение. Практическая значимость исследования выражается в необходимости актуализации навыков жизнестойкости на основе имеющихся знаний и опыта, мотивации и сформированного мировоззрения. Для этого необходима оптимизация образовательной среды, направленной на поддержание психологического климата, способствующего поддержанию психологического благополучия курсантов посредством психокоррекционной работы и психологического консультирования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Alexander R. Dashevsky, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

старший преподаватель кафедры основ гражданской обороны и управления в чрезвычайных ситуациях

Elena A. Shmeleva, Ивановский государственный университет

доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и социальной педагогики

Pavel A. Kislyakov, Российский государственный социальный университет; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ НИИ ФСИН России)

доктор психологических наук, доцент,профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики; главный научный сотрудник

Литература

Список литературы

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. 271 с.

Дашевский А. Р., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Жизнестойкость в психологической безопасности курсантов противопожарной службы в образовательной среде вуза // Человек: преступление и наказание. 2022. Т.30, № 2. С. 255-265. DOI 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).2.255-265.

Зотова О. Ю. Психологическое благополучие личности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017 312 с.

Зотова О. Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №4. С. 84-91.

Леоненко Н. О., Осташева Е. И., Иванова Т. В. [и др.] Модель развития жизнестойкости курсантов в образовательном процессе ВУЗа МЧС России // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 192–217. DOI: 10.17223/17267080/80/10

Шмелева Е.А., Океанская Ж.Л., Кисляков П.А., Дашевский А.Р. Предикторы жизнестойкости курсантов противопожарного вуза / // Пожарная и аварийная безопасность. 2022. № 4 (27). С. 79-88.

Проходимова Е. М., Зуев А. В., Кунах М. В. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов МЧС России // Научное мнение. 2014. № 6. С. 212-215.

Турчин А. С., Акимов Д.Д. Психолого-методологические аспекты изучения мотивации курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. №1(18). С. 71-75.

Tennant R., Hiller L., Fishwick R., Platt S., Joseph S., Weich S., Parkinson J., Secker J., Stewart-Brown S. The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale (WEMWBS): development and UK validation // Health Qual Life Outcomes. 2007. 27; 5: 63. DOI: 10.1186/1477-7525-5-63.

Referenсes

Baeva I. A. Psihologicheskaya bezopasnost’ v obrazovanii [Psychological safety in education]: monografiya. SPb.: Izd-vo “SOYUZ”, 2002. 271 p.

Dashevskij A. R., SHmeleva E.A., Kislyakov P.A. Zhiznestojkost’ v psihologicheskoj bezopasnosti kursantov protivopozharnoj sluzhby v obrazovatel’noj srede vuza [Resilience in psychological safety of cadets of the fire service in the educational environment of the university], Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2022, vol.30, no. 2, pp. 255-265. DOI 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).2.255-265.

Zotova O. Yu. Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of the individual]. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2017 312 p.

Zotova O. Yu. Potrebnost’ v bezopasnosti u predstavitelej raznyh social’no-ekonomicheskih grupp [The need for security among representatives of different socio-economic groups], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 2011, no.4, pp. 84-91.

Leonenko N. O., Ostasheva E. I., Ivanova T. V. [i dr.] Model’ razvitiya zhiznestojkosti kursantov v obrazovatel’nom processe vuza MCHS Rossii [The model of the development of the resilience of cadets in the educational process of the University of the Ministry of Emergency Situations of Russia], Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2021, no. 80, pp. 192–217. DOI: 10.17223/17267080/80/10

Shmeleva E.A., Okeanskaya Zh.L., Kislyakov P.A., Dashevskij A.R. Prediktory zhiznestojkosti kursantov protivopozharnogo vuza [Predictors of the resilience of cadets of a fire-fighting university], Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost’. 2022, no. 4 (27), pp. 79-88.

Prohodimova E. M., Zuev A. V., Kunah M. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnyh orientacij u kursantov vuzov MCHS Rossii [Kunakh M. V. Pedagogical conditions for the formation of value orientations among cadets of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia], Nauchnoe mnenie. 2014, no. 6, pp. 212-215.

Turchin A. S., Akimov D.D. Psihologo-metodologicheskie aspekty izucheniya motivacii kursantov voennyh obrazovatel’nyh organizacij vysshego obrazovaniya vojsk nacional’noj gvardii [Psychological and methodological aspects of studying the motivation of cadets of military educational organizations of higher education of the National Guard troops], Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional’noj gvardii. 2022, no.1 (18), pp. 71-75.

Tennant R., Hiller L., Fishwick R., Platt S., Joseph S., Weich S., Parkinson J., Secker J., Stewart-Brown S. The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale (WEMWBS): development and UK validation, Health Qual Life Outcomes, 2007, vol. 27, no. 5, pp. 63. DOI: 10.1186/1477-7525-5-63.


Просмотров аннотации: 138
Загрузок PDF: 95
Опубликован
2023-04-30
Как цитировать
Dashevsky, A., Shmeleva, E., & Kislyakov, P. (2023). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КУРСАНТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(2), 142-157. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-2-142-157
Раздел
Психологические исследования